Развитие зернового хозяйства России: Кластерные технологии
Аннотация. На основе исследования проблем развития зернового хозяйства России по всей цепочке создания добавленной стоимости, теории и практики развития экономических кластеров, с точки зрения междисциплинарного подхода предлагается системное решение этих проблем в формате создания зерновых инновационных агропромышленных кластеров.
Abstract. On the basis of research of problems of development of grain farming of Russia along the entire chain of value creation, theory and practice of the development of economic clusters, from the point of view of an interdisciplinary approach offers a systematic solution to these problems in the format of a grain of innovative agro-industrial clusters.
Сельское хозяйство России в последние годы достигло значительных успехов в производстве зерна. [1-3] Вместе с этим в производстве, переработке и реализации зерна в России имеется ряд проблем, которые охватывают всю цепочку создания добавленной стоимости: от выращивание зерна до его глубокой переработки и экспорта. Главными причинами возникновения этих проблем являются экономические факторы (инфляция, диспаритет цен, дефицит инвестиций в основной капитал и т.д.). Поэтому одни из направлений системного решения проблем развития зернового хозяйства России является формирование зерновых инновационных кластеров. [1-4]
Под зерновым инновационным кластером понимаем систему – сеть географически сосредоточенных, взаимосвязанных, взаимодополняющих друг друга участников рынка зерна (сельскохозяйственные организации, фермеры, агрохолдинги, элеваторы, перерабатывающие предприятия, НИИ, органы власти, экспортеры зерна и др.), производящие зерно и продукты его переработки с использованием инновационных технологий, создающих уникальные конкурентные преимущества участникам кластера, регионам.
Исследования показали, что самые эффективные кластеры самоорганизуются в течение длительного времени 30-40 лет (Кремневая долина, Калифорнийский винодельческий кластер США и др.), а также выявили основные факторы самоорганизации этих кластеров – наличие в кластерах: НИИ и образовательных учреждений, квалифицированных научных кадров, значительных инвестиций в НИОКР и венчурные фонды, тесного взаимодействия науки, бизнеса и власти, атмосферы толерантности к риску и провалам. КНР особенно преуспели в деле искусственного создания эффективных кластеров (это ощущают все граждане России, США, и не только рынки заполнены китайскими товарами), где кластеры созданы и формируются в свободных экономических зонах и быстро развиваются.
Анализируя и обобщая зарубежный и отечественный опыт развития кластеров, представляется возможным с точки зрения междисциплинарного подхода разработать своеобразную технологию формирования эффективных зерновых инновационных кластеров. Рассмотрим теоретические аспекты разработки данной технологии.
Кластеры характеризуются рядом признаков: географической концентрацией участников, их взаимосвязанностью, взаимодополняемостью, взаимовыгодностью сотрудничества, наукоемкостью, инновационностью, системностью, сетевой организацией, самоорганизацией, наличием множества контуров положительных обратных связей, тесным сотрудничеством науки, бизнеса и власти.
Зерновой кластер – это сложная социально-экономическая и биотехнологическая система, главным предметом воздействия в которой являются живые организмы, прежде всего, зерно.
Исследование феномена кластеров с точки зрения теории самоорганизации и сетей представляет особый научный и практический интерес. В идеале кластер представляет собой, по нашему мнению, полный подграф (клику) или подмножество вершин графа (участников кластера), полностью соединенных (взаимосвязанных) друг с другом.
Под кластером в частности мы понимаем подграфы, близкие к полным.
Отличительной чертой экономических кластеров является то, что между их участниками складываются взаимовыгодные положительные отношения, взаимосвязи (+), которые относительно одного участника являются прямыми и обратными, то есть кластеры насыщены положительными обратными связями, а реальная и потенциальная выгода от вступления участника является стимулом, мотивом для его добровольного вступления в кластер или первопричиной самоорганизации кластера.
Современной мировой экономике характерна тенденция возникновения и развития кластеров [5]: в России насчитывается 27 пилотных инновационно-территориальных кластеров, 4 агропромышленных, в том числе 1 по глубокой переработке зерна, 19 промышленных кластеров; в США – 380; в Германии – 314; в Дании – 30; в Китае – 66; во Франции – 165. Хотя идеальный рынок по А.Смиту характеризуется неограниченной конкуренцией независимых участников рынка. Возникновение и развитие кластеров обусловлено обострением конкуренции и развитием технологий.
С точки зрения синергетики или теории самоорганизации положительные обратные связи порождают в кластерах сверхбыстрые процессы в режиме с обострением, ускоренное саморазвитие кластеров. Следовательно, наличие контуров положительных обратных связей отчасти объясняет их суперэффективность (чрезвычайную конкурентоспособность сельского хозяйства Дании, представляющего собой единый мегакластер, Калифорнийского винодельческого кластера и т.д.).
В мировой экономике наметилась четкая тенденция образования кластеров на различных рынках. Для количественной оценки этой тенденции, а также условий и возможностей формирования зерновых кластеров в регионах России можно использовать коэффициент кластеризации. Этот показатель характеризует тенденцию к образованию групп взаимосвязанных участников акторов (узлов-участников кластера), так называемых клик – локальных кластеров
[1].
Коэффициент кластеризации мы интерпретируем следующим образом. Допустим из узла выходит
k ребер (узел – участник кластера имеет
k связей с другими его участниками-акторами), которые соединяют его с
k другими узлами-участниками, ближайшими соседями. Предполагая, что все ближайшие соседи (участники) соединены непосредственно друг с другом, получим количество ребер (связей между ними)
k = (k – 1)/2. Другими словами, эта величина соответствует максимально возможному числу ребер (связей), с которыми могли бы соединяться ближайшие соседи выбранного узла.
Отношение действительного количества ребер, которые соединяют ближайших соседей данного узла, к максимально возможному, называют коэффициентом кластеризации узла-участника. [5] Тогда для узла (участника кластера)
i коэффициент кластеризации (
Ci ) будет равен:
Ci = Ei /[ki • (ki – 1) / 2], (1)
где E
i - реальное число ребер
(связей);
k
i – степень узла или число связей участника кластера ;
k
i • (k
i – 1) / 2
– максимально возможное число ребер (связей) между
непосредственными соседями узла (участника i)
Коэффициент кластеризации может рассчитываться как для каждого узла (участника), так и для всей сети кластера:
(2)
Экономические кластеры – сетевые структуры, могут состоять из большого числа плотных подсистем (локальных кластеров), разделенными зонами с редкими связями. Коэффициент кластеризации достигает высоких значений в тех узлах (у тех акторов кластеров), которые включены в состав кластеров и в целом в сетях кластеров.
По нашему мнению, коэффициент кластеризации является важным инструментом формирования кластеров, в частности зерновых, так как позволяет выявить фрагменты кластеров, их аналоги или локальные кластеры.
Экономический кластер представляет собой одновременно сеть, социально–экономическую и биотехнологическую систему. При этом самые эффективные кластеры самоорганизуются. Поэтому к исследованию и формированию агропромышленных кластеров, в том числе зерновых, используются подходы: кластерный, системный, сетевой, биоэкономический, синергетический и др. Принципы этих методологических подходов отчасти совпадают и взаимодополняют друг друга. В связи с этим мы предлагаем использовать гибридный подход к исследованию зерновых кластеров и разработке технологии формирования кластеров.
Суть гибридного подхода заключается в наиболее полном учете, использовании существенных аспектов возникновения и развития эффективных агропромышленных кластеров, закономерностей самоорганизации с целью ускоренного формирования кластеров до 3-5 лет (вместо 10-40 лет). Принципы гибридного подхода следующие: целесообразность; географическая концентрация; самоорганизация; взаимовыгодность; симбиоз; положительная и отрицательная обратная связь; симбиоз системности, «тройной спирали», научной и инновационной уникальности.
Основные идеи разработки Технологии формирования эффективных инновационных зерновых кластеров таковы:
- максимально использовать закономерности и особенно естественные механизмы самоорганизации сложных социально-экономических и биотехнологических систем, в частности симбиоз, являющийся биологическим аналогом положительных обратных связей;
- кластеры – это самоорганизующиеся системы, которые привлекают потенциальных участников получением выгоды. Поэтому для быстрой самоорганизации и эффективного развития кластерам необходимо максимально полно и ярко донести до потенциальных участников выгоды и далее фактически обеспечить получение ими реальных выгод. Понятию «выгода» подчиняется «все», в том числе разработка стратегии и технологии формирования кластеров. Но выгода не только «цель», но и «средство». В кластеры вступают ради выгоды. Получение выгоды образует «цель участников кластеров». Поэтому управляя целью – выгодой участников, можно управлять их действиями и кластерами в целом;
- во главу угла формирования и развития кластеров должны быть поставлены наука и инновации, которые обеспечат кластерам уникальные конкурентные преимущества в настоящем и будущем;
- зерновые кластеры должны формироваться в течение 3-5 лет.
Теоретические и методологические положения, изложенные выше, позволяют в качестве гипотезы предложить следующую модель формирования зернового инновационного кластера.
Алгоритм формирования кластера включает этапы:
- разработка стратегии развития кластера:
- выбор территории, региона для организации кластера;
- формирование условий для самоорганизации кластеров: создание свободной экономической зоны, для обеспечения льгот и преференций потенциальным участникам;
- проведение исследований для выявления локальных кластеров, их аналогов с помощью расчетов коэффициентов кластеризации;
- осуществление информационно-просветительской кампании, иллюстрирующей выгоды от вступления потенциальных участников кластера;
- обеспечение развития кластера через интеграцию федеральных и региональных целевых программ (например, по развитию малого и среднего бизнеса, сельской кооперации и др.);
- целенаправленная разработка и внедрение инновационных технологий для создания и усиления взаимовыгодных взаимосвязей между участниками кластеров, обеспечение трансфера технологий, особенно создающих и усиливающих положительные обратные связи, повышающие доходность участников кластера;
- последовательная реализация стратегии развития кластера, ее уточнение и развитие, оценка реализации – формирование сетевой организации кластера.
Данная «технология» не претендует на завершенность, представляет собой модель, которую целесообразно развивать, уточнять на практике.
В целом проведенные исследования позволяют сделать следующие основные выводы:
- комплекс проблем развития зернового хозяйства требует системных решений, в частности в форме создания зерновых инновационных кластеров;
- теоретической основой разработки технологии эффективных зерновых кластеров являются теория экономических кластеров, синергетика или теория самоорганизации, теория систем, теория сложных сетей и др. Квинтэссенцией для формирования таковых может быть моделирование сетей кластеров и определение их наиболее оптимальных структур;
- гибридный подход может быть методологической основой исследования и формирования эффективных зерновых кластеров;
- предлагаемую технологию формирования эффективных зерновых кластеров следует рассматривать как теоретическую модель, требующую калибровки на практике;
- необходимо формирование кластеров в течение 3-5 лет с тем, чтобы в сжатые сроки обеспечить повышение эффективности и конкурентоспособности зернового хозяйства России.
Литература
1. Бундина, О.И. Экономические проблемы производства зерна в России / О.И. Бундина // Современные методы, средства и нормативы в области оценки качества зерна и зернопродуктов: Сборник материалов 15-й Всероссийской научно-практической конференции (4-8 июня 2018 г., г. Анапа) / Кубанский филиал ФГБНУ «ФНЦ пищевых систем им. В.М. Горбатова» РАН. – Краснодар, 2018. – С.22-28.
2. Бундина, О.И. Качество зерна России: проблемы и решения / О.И. Бундина, А.С. Хухурин // Экономические исследования и разработки. – 2017. - №11. – С.106-116.
3. Бундина О.И. Развитие зернового хозяйства России: проблемы и решения / Международная научно-практическая конференция, посвященная памяти Василия Матвеевича Горбатова. – 2018. – № 1. – С. 40-43.
4. Бундина, О.И. Повышение экономической эффективности и конкурентоспособности производства зерна в России: синергетический подход / О.И. Бундина, А.С. Хухурин // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. – 2018. – №11. – С.26-29.
5. Хухрин А.С. Развитие агропромышленных кластеров России: синергетический подход / А.С. Хухрин, О.И. Бундина и др. // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. – 2014. – №11. – С.56-62.
6. Олескин, А.В. Сети как неиерархические и нерыночные структуры: реализация в биологических и социальных системах / А.В. Олескин // Экономические стратегии. – 2013. – №5. – С. 2-7.
Бундина О.И., канд. экон. наук, доцент; Хухрин А.С., канд. экон. Наук
Всероссийский научно-исследовательский институт зерна и продуктов его переработки – филиал ФГБНУ «ФНЦ пищевых систем
им. В.М. Горбатова» РАН, г. Москва
Статья опубликована в сборнике:
Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 90-летию Всероссийского научно-исследовательского института зерна и продуктов его переработки (ВНИИЗ)
[1] Клики или полносвязанные полграфы называют «локальными кластерами». Клика – «группа узлов» (участников кластера – прим. автор.), где каждый прямо связан со всеми остальными [5].