Повышение экономической эффективности и конкурентоспособности производства зерна в России: Синергетический подход
Введение.
Производство зерна является стратегической и наиболее крупной отраслью сельского хозяйства, его основой, одним из инструментов геополитического влияния России. Около 60% агропромышленного производства непосредственно связано с ресурсами зерна. Зерновые и зернобобовые культуры занимают более 60% пашни, на долю зерна приходится 2/3 продукции растениеводства и почти 1/3 кормов, потребляемых в животноводстве [1], [2].
В последние годы агропромышленный комплекс России достиг определенных успехов в производстве зерна. В 2016 и 2017 годах получены рекордные урожаи зерновых – соответственно 120,1 и 134,5 млн т. Экспорт зерна также увеличился до рекордных объемов: в 2016/17 сельскохозяйственном году он составил 35,5 млн т, а в 2017/18 году – 52,0 млн т.
Вместе с этим рекордные урожаи имели негативные стороны. Так, из-за нехватки сельскохозяйственной техники, высокого уровня ее износа урожай был убран с потерями 8-15 млн т. Дефицит элеваторных мощностей хранения в 2017 году составил около 40 млн т, потери зерна при хранении в 2017/18 сельхозгоду могут достичь 7-8%, или 9-10 млн т. В среднем по России цены на зерно в 2017 году снизились на 30%, нередко сельхозтоваропроизводители вынуждены были продавать его по минимальной цене, а иногда ниже себестоимости. По оценкам Национального союза зернопроизводителей, на 1 марта 2018 года агробизнес понес убытки от низких цен на зерно в размере 50 млрд руб., доходность сельхозтоваропроизводителей резко снизилась. Эти факты в целом актуализируют необходимость повышения эффективности и конкурентоспособности производства зерна.
Различные аспекты теории и практики в связи с проблемой повышения экономической эффективности и конкурентоспособности производства зерна исследовались и нашли отражение в трудах ученых-экономистов: А.И. Алтухова [1], [2], А.Г. Белозерцева [3], В.И. Векленко [4], Д.Е. Ванина [5], В.А. Грачева [6], В.И. Нечаева [7-9] и многих других. При этом зерновое производство еще не исследовалось с позиций методологии синергетического подхода, позволяющего взглянуть на развитие зерновой отрасли с новой точки зрения, используя закономерности развития сложных систем.
Проблемы производства зерна Проблемы повышения эффективности и конкурентоспособности зерна исследовались нами с точки зрения синергетического подхода в его авторской версии, разработанной с учетом специфики агропромышленной сферы, для которой характерны объекты, имеющие социально-экономические и биотехнологические аспекты. Предлагаемая версия синергетического подхода предельно лаконично представлена в таблице 1.
Суть синергетического подхода состоит в том, что объект исследования рассматривается как сложная самоорганизующаяся открытая нелинейная социально-экономическая и биотехнологическая система, которая развивается в режиме с обострением. По нашему мнению, принципы синергетического подхода должны представлять систему и давать ученому конкретные операционные установки, как проводить исследования, а не только констатировать свойства сложных систем. Из перечисленных принципов следует необходимость исследования с акцентом на анализ и синтез положительных обратных связей, являющихся механизмами ускоренного саморазвития систем, их самоорганизация [10].
Аналогом положительной обратной связи в биологии и сельском хозяйстве является симбиозмутуализм, так как он означает взаимовыгодное сотрудничество, сожительство различных организмов. Принципиально важно, что положительные обратные связи обусловливают самоорганизацию и развитие сложных систем в режиме с обострением.
В настоящее время не сформировалась общепризнанная устойчивая совокупность принципов синергетического подхода, которые дают конкретные предписания к действию. Они, как правило, констатируют наличие известных свойств сложных систем. Например, ведущий ученый в области синергетики – В.Г. Буданов, предлагает следующие принципы: гемостатичность, иерархичность, нелинейность, неустойчивость, незакрытость, динамическая иерархичность, наблюдаемость [11]. Предлагаемая нами система принципов синергетического подхода основывается на анализе и творческой интерпретации положений оригинальной московской школы синергетики, созданной выдающимся российским ученым С.П. Курдюмовым, главной идеей которой является идея режимов с обострением. [10].
Механизм, порождающий режимы с обострением, являет собой положительную обратную связь. Исходя из этого первостепенное значение при исследовании сложных систем придаем анализу и синтезу обратных связей, в том числе симбиотического характера. Анализ и синтез обратных связей мы считаем ключевым при исследовании зернового производства России как сложной самоорганизующейся социально-экономической и биотехнологической системы.
Гипотеза исследования состоит в следующем: рост экономической эффективности и конкурентоспособности производства зерна в долговременной перспективе может быть достигнут в результате восстановления/создания положительных обратных связей, устранения проблем – диспропорций – несоответствий – противоречий по всей цепочке создания стоимости. Ослабление/усиление действия обратной положительной связи приводит к существенному замедлению/ускорению развития производства зерна в России. Следовательно, представляется крайне эффективным такой прием исследования, как анализ и синтез положительных обратных связей.
В ходе исследования были выявлены следующие диспропорции (слабые стороны) (см. таблицу 2).
Рассмотрим одно из ключевых несоответствий в развитии зернового производства, состоящее в диспропорции между растениеводством и животноводством.
Между растениеводством и животноводством существует естественная симбиотическая связь, которая в решающей степени определяет развитие зернового производства, сельского хозяйства в целом, так как от растениеводства животноводство получает корма (травы, кукурузу, солому, отходы переработки сельскохозяйственных культур), в свою очередь, растениеводство от животноводства – органические удобрения, которые повышая плодородие почв и урожайность, обеспечивают эффективность применения минеральных удобрений. Выращивание многолетних и однолетних трав, особенно бобовых, насыщают почву естественными удобрениями (азотом, калием, фосфором), снижая потребность в минеральных удобрениях на 30-40% [12].
Следовательно, взаимосвязь растениеводства и животноводства замыкает производственный цикл в сельском хозяйстве и фактически реализуют принцип «ноль отходов». Поэтому взаимосвязь растениеводства и животноводства является симбиотической, фундаментальной, которая определяет не только плодородие почв, но и развитие зернового производства, сельского хозяйства в целом, его эффективность и конкурентоспособность. Показатели таблицы 3 свидетельствуют, что взаимосвязь между растениеводством и животноводством с 1990 по 2016 год существенно ослабла. Это негативно сказалось на объемах внесения органических удобрений и на плодородии почв.
В целом динамика всех данных указывает на то, что агробизнес стремился производить только высокомаржинальные культуры в ущерб долговременной перспективе. Посевные площади под озимой пшеницей с 1990 по 2016 год увеличились более чем на 44%, а под кормовыми культурами снизились более чем на 63%. Поголовье крупного рогатого скота сократилось на 67%, а свиней – почти на 43%. В результате снизилось внесение органических удобрений – с 389,5 млн до 65,2 млн т, или почти на 83%. При этом объемы внесения минеральных удобрений за этот же период уменьшились почти в 5 раз. В итоге, по данным ФГБНУ «Всероссийский НИИ фитопатологии», в настоящее время около 70% российских почв находятся в стадии глубокой деградации, а 10% – в крайне тяжелом состоянии из-за обилия накопившихся токсикогенных плесневых грибов, которые даже начали вытеснять возбудителей известных болезней растений [13].
Плодородие почв значительно снизилось даже в таком благодатном регионе, как Ставропольский край, одном из крупнейших производителей зерна. С 1964 по 2016 год, то есть в период применения технологий интенсивного земледелия, в Ставрополье существенно потеряно плодородие земли: площадь пахотных земель с оптимальным содержанием гумуса более 4% сократилось на 2/3, по-настоящему плодородных земель в Ставропольском крае осталось всего 0,1%; на долю низкоплодородной пашни приходится почти 90%, только 11% земель имеют среднее содержание гумуса 2,8%. По данным Государственного центра агрохимической службы Ставропольского края за 2017 год, водной и ветровой эрозии было подвержено 97% земель, или 3,5 тыс. га, 89% почв имеют низкое содержание гумуса, 35% – низкое содержание фосфора, засоленность почв охватывает 23% земель, опустынивание – 4% почв [15].
В целом по России диспропорция в развитии растениеводства и животноводства оценивается как отношение площади посевов зерновых и зернобобовых культур к площади посевов кормовых, которое выросло с 1,4 до 2,9 раза. Это негативно сказалось прежде всего на внесении органических удобрений и на развитии сельского хозяйства в целом (табл. 3). Усиление взаимосвязи растениеводства и животноводства существенно повысит валовые сборы зерна, снизит его себестоимость, повысит доходность агробизнеса и ускорит развитие сельского хозяйства в целом, поскольку данная взаимосвязь является симбиотической положительной обратной связью для его отраслей.
Детальное рассмотрение всех проблем производства зерна не представляется возможным в рамках одной статьи. Поэтому мы приводим их краткое описание в таблице 4.
Комплекс мер по развитию зернового производства
Комплекс проблем зернового производства в России охватывает всю цепочку создания стоимости. Решение взаимосвязанных проблем требует осуществления комплекса мер и привлечения значительных инвестиций, которые надо осуществлять в течение длительного времени. Эффекты от реализации отдельных мер взаимодействуют и должны усиливать друг друга, обеспечивать рост эффективности зернового производства. Целесообразно «включить» механизмы самоорганизации, активно использовать их.
Следовательно, для эффективного осуществления комплекса мер развития производства зерна необходимо разработать его Стратегию, в которой эффекты от осуществления предыдущих мер усиливались бы благодаря реализации последующих. То есть при разработке такой Стратегии необходимо применить синергетический подход.
Необходимость разработки Стратегии обусловлена также следующими причинами:
- агробизнес стремится производить только высоко-маржинальную продукцию, в частности, пшеницу. Вследствие стихийного поиска высокомаржинальных культур и несовершенства отраслевого регулирования возникает перепроизводство определенных видов продукции (например, пшеницы в 2017/2018 сельскохозяйственном году);
- агробизнес не владеет необходимыми методами и информацией для точного определения номенклатуры и объемов производства сельскохозяйственных культур;
- органы государственного управления сельским хозяйством используют недостаточно эффективные методы прогнозирования и стратегического маркетинга. Это привело в 2017-2018 годах к образованию рекордных запасов зерновых в Росси и мире: на 1 марта 2018 года запасы зерна в сельскохозяйственных, заготовительных и перерабатывающих предприятиях России достигли 38,3 млн т, что почти на 6 млн т больше, чем в 2017 году; запасы зерна в мире, по данным ФАО, достигли 752,8 млн т, или почти на 30 млн т больше в сравнении с 2017 годом.
Экономическая эффективность производства зерна, как и любой деятельности, по сути определяется отношением:
Э= Р/З, (1)
где Э – экономическая эффективность;
Р – результаты (например, валовой сбор зерна), млн т;
З – затраты (например, расход материально –денежных ресурсов), млн руб.
Конкурентоспособность зерна с определенной степенью условности можно охарактеризовать логической формулой:
Кс = (Ц + К + С) х М, (2)
где Кс – конкурентоспособность зерна;
Ц– цена зерна;
К – качество зерна (I, II, III, IV, V класса);
С – сервис (например, услуги по доставке зерна);
М – уровень менеджмента (организации управления).
Менеджмент оказывает решающее влияние на эффективность и конкурентоспособность посредством совокупности организационно-экономических мероприятий, применения технологий (агробиотехнологий, No-till и др.) и т.д. Факторы, их параметры, влияющие на рост эффективности и конкурентоспособности, образуют как бы сеть взаимосвязанных элементов. Разрабатывая и реализуя Стратегию развития зернового производства через призму синергетического подхода, целесообразно на этой сети элементов сформировать контуры положительных обратных связей, которые бы усилили положительные эффекты мер и ускорили бы развитие отрасли.
В качестве компонента в Стратегию развития производства зерна следует включить возможные варианты решения проблем развития зернового производства (табл. 5).
Важнейшим компонентом предлагаемой Стратегии развития производства зерна является агропромышленный кластер, в рамках которого наиболее оптимально развивать производство зерна, поскольку:
- во-первых, кластер представляет собой сеть, образованную участниками, в которой могут реализовываться многочисленные положительные обратные связи, позволяющие перевести функционирование зернового кластера в режим с обострением;
- во-вторых, кластер может охватывать всю цепочку создания стоимости в производстве и реализации зерна;
- в-третьих, можно устранить или существенно ослабить диспропорции в развитии растениеводства и животноводства, диспаритет цен и др.;
- в-четвертых, это позволяет существенно повысить наукоёмкость производства зерна, применять инновационные технологии, создавать уникальные конкурентные преимущества, которые поставят производство зерна как бы вне конкуренции;
- в-пятых, в Российской Федерации целесообразно сформировать два агропромышленных кластера: первый – экспортно-ориентированный, включающий Краснодарский и Ставропольский края, Ростовскую область, наиболее близкие к портовым терминалам; второй – в Сибирском Федеральном округе, находящемся в центре территории России, логистически удобном для осуществления глубокой переработки качественного зерна Сибири и обеспечения многих регионов продуктами глубокой переработки (аминокислотами, глютеном и др.);
- в-шестых, в рамках кластера становится реальным «активное управление» конъюнктурой рынка, когда будет возможно осуществлять «управление» главным ее параметром – ценой, складывающейся под влиянием спроса и предложения, качества зерна, посредством комплексного применения на всех стадиях создания стоимости: агробиотехнологий, «управления» потоками зерна между элеваторами, мощностями традиционной и глубокой переработки зерна, портовыми терминалами.
Заключение.
Применение синергетической методологии, в частности, приема анализа и синтеза положительных обратных связей, разработка и реализация Стратегии развития производства зерна позволяет по-новому и исследовать проблемы развития производства зерна в России, предложить их решения с точки зрения теории самоорганизации или синергетики, способствует переводу функционирования отрасли в режим с обострением, решению фундаментальных проблем развития зернового производства и сельского хозяйства в целом. В частности, поможет устранению и ослаблению диспропорции в развитии растениеводства и животноводства, будет содействовать решению проблем снижения плодородия земли, диспаритета цен, обеспечит повышение эффективности и конкурентоспособности производства зерна в России.
Литература
1. Алтухов А.И. Новые тенденции в развитии зернового хозяйства и рынка зерна в России // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. – 2008. – №1. – С. 21-25.
2. Алтухов А.И. Зернопродуктовый подкомплекс АПК страны: проблемы становления и развития // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. – 2015. – №6. – С. 2-7.
3. Белозерцев А.Г. Земля и хлеб России. – М.: МСХА, 2004. – 380с.
4. Векленко В.И., Золотарева Е.П., Солошенко Р.В. и др. Повышение устойчивости и эффективности воспроизводства в зерновой отрасли. – Курск: Изд-во Курской ГСХА, 2005. – 131с.
5. Ванин Д.Е. Формирование организационно-экономического механизма устойчивого и эффективного производства зерна. – Курск: Изд-во Курской ГСХА, 2005. – 127с.
6. Грачев В.А. Развитие российского зернового рынка. – М.: ВНИ- ЭТУСХ, 1992. – 173с.
7. Нечаев В.И. Методика определения эффективного производства зерна // АПК: экономика, управление. – 2000. – №12. – С. 72-77.
8. Нечаев В.И. Резервы увеличения производства зерна. – М.: АгриПресс, 2004. – 450с.
9. Нечаев В.И., Бондаренко Т.Г. Глубокая переработка зерна – новый подход к повышению ее эффективности (межгосударственный аспект) // Прикладные экономические исследования. – 2017. – № S1. – С. 9-14.
10. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Основы синергетики. Синергетическое мировидение. – М.: Ком.Книга, 2005. – 240с.
11. Буданов В.Г. Синергетика: мировоззрение, методология, наука // Экономические стратегии. – 2010. – №5. – С. 48-56.
12. Зеленский Н.А. Будущее земледелия – за бинарными посевами // Ресурсосберегающее земледелие. – 2010. – №4. – С. 7-10.
13. Чернышева М. Система интенсивного земледелия себя исчерпала. Что дальше? / 18 марта 2017, 15:40 — REGNUM. – Режим доступа: https://regnum.ru/news/2251367.html
14. Российский статистический ежегодник, 2017г. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_main/
15. Государственный центр агрохимической службы Ставропольского края [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www. stavagroland.ru/activity/soil-fertility/
16. Тракторы как дойная корова. // Мир новостей, 14.11.2017г. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://mirnov.ru/ekonomika/otrasli/traktor-kak-doinaja-korova.html
17. Ганенко И., Максимова Е. Россия может потерять до 8% рекордного урожая. // Агроинвестор, октябрь 2017 г. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.agroinvestor.ru/analytics/ news/28761-rossiya-mozhet-poteryat-do-8-rekordnogo-urozhaya/
18. Положение с продовольствием в мире. Публикуемая ФАО сводка предложения зерновых и спроса на зерновые 05.04.2018 г. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.fao.org/ worldfoodsituation/csdb/ru/
19. Кулистикова Т. Доля продовольственного зерна снижается. // Агроинвестор, апрель 2018 г. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.agroinvestor.ru/analytics/news/29663-dolyaprodovolstvennogo-zerna-snizhaetsya/
20. Сельское хозяйство, охота и охотничье хозяйство, лесоводство в России, 2015 г. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http:// www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/ publications/catalog/doc_1138718713500
21.Дефицит вагонов-зерновозов в России приведет к удорожа- нию перевозок зерна. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://newstracker.ru/news/economy/30-03-2018/defitsit-vagonovzernovozov-v-rossii-privedet-k-udorozhaniyu-perevozok-zerna
22. Ганенко И. Плата за вывоз: комплексная ставка по перевалке зерна в России вдвое выше среднемировых уровней. // Агроинве- стор, март 2017 г. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http:// www.agroinvestor.ru/markets/article/26258-plata-za-vyvoz/
23. Убытки аграриев из-за падения цен на зерно оцениваются в 50 млрд. рублей. // Агроинвестор, март 2018 г. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.agroinvestor.ru/markets/news/29530- ubytki-agrariev-iz-za-padeniya-tsen-na-zerno-50-mlrd-rubley/
О.И. БУНДИНА, кандидат экономических наук, доцент,
ведущий научный сотрудник сектора
«Стандартизация зерна и зернопродуктов»
(ВНИИ зерна и продуктов его переработки – филиал ФГБНУ «ФНЦ пищевых систем имени В.М. Горбатова» РАН, г. Москва)
А.С. ХУХРИН, кандидат экономических наук, инженер
(ООО «Вельтмейстер», г. Москва)
Статья опубликована в журнале:
Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. – 2018. - №11. – С.29-35.