Исследование воздействия инсектицидов контактного действия на вредителей хлебных запасов в целях создания нового биинсектицида
Уже никто не сомневается, что главной проблемой при хранении зерна являются вредные насекомые и клещи. Они не только уменьшают массу и снижают качество зерна, но и превращают его в яд.
Для защиты зерна от вредителей кардинальными, наиболее эффективными и приемлемыми на практике остаются химические способы. Нормативными документами предусмотрены две группы химических средств - газообразные и жидкие.
Насекомых можно убить посредством газовой дезинсекции фосфином [2], озоном [1] или другими газами. Но газовая дезинсекция требует исключительной герметичности объекта, что не всегда можно обеспечить. После дегазации объекта, т.е. удаления газа, зерно или помещение не защищены от повторного заражения вредителями.
Эти слабые стороны газовой дезинсекции можно устранить, если против насекомых применить жидкие инсектициды контактного действия [4, 5]. В этой технологии ключевую роль играет инсектицид. Основные требования к нему заключаются в высокой биологической эффективности при небольшой норме расхода. При достижении этих требований существенно снижается инсектицидная нагрузка на зерно и уменьшается стоимость обработки.
Исследования показали, что моноинсектициды на основе одного действующего вещества не всегда отвечают этим требованиям, особенно, когда объекты заселены комплексом вредителей разных видов с разной устойчивостью к моноинсектициду [3, 6]. Чтобы решить эту проблему, были проведены исследования по созданию инсектицида, максимально удовлетворяющего указанным требованиям. Рабочая гипотеза заключалась в подборе двух действующих веществ с высокой селективностью к разным вредителям хлебных запасов и соединении их в биинсектицид с нормой расхода каждого компонента меньше максимально допустимого уровня (МДУ).
Аналитическими исследованиями были выбраны два действующих вещества - фосфорорганическое соединение пиримифос-метил и пиретроид бифентрин.
Экспериментально установлено, что СН-99,9 (нормы расхода, вызывающие смертность 99,9% популяции вредителя) пиримифос-метила при обработке им зерна от рисового долгоносика
Sitophilus oryzae L, амбарного долгоносика
Sitophilus granarius L., малого мучного хрущака
Tribolium confusum Duv. и зернового точильщика
Rhizopertha dominica F. составили соответственно 0,3; 0,5; 0,8 и 9 мл/т [3].
В то же время, СН-99,9 бифентрина в отношении рисового и амбарного долгоносиков, малого мучного хрущака и зернового точильщика были соответственно 1,5; 3,1; 3,2 и 0,1 мл/т [6].
Выявленные закономерности отклика насекомых разных видов на воздействие пиримифос-метилом и бифентрином дали основание соединить эти два действующих вещества в один биинсектицид, который способен при малой
инсектицидной нагрузке на зерно эффективно бороться с комплексом видов жуков. Предполагалось, что биинсектицид, состоящий из пиримифос-метила и бифентрина в соотношении 8:1, будет в одинаковых нормах расхода обладать равной биологической эффективностью в отношении двух видов вредителей - малого мучного хрущака и зернового точильщика, полярных по устойчивости к каждому компоненту в отдельности. Однако исследования биинсектицида с содержанием пиримифос-метила и бифентрина соответственно 30,7 и 3,8% показали, что это не совсем так.
Оказалось, что для получения летального исхода жуков малого мучного хрущака через двое и четверо суток экспозиции их в зерне необходимо ввести в зерно средней сухости соответственно 49,9 и 34,4 мл/т биинсектицида, а для обеспечения аналогичного эффекта в отношении жуков зернового точильщика достаточно обработать зерно в нормах расхода соответственно всего 4,91 и до 2 мл/т. Предположение, что чувствительность насекомых обоих видов к биинсекти-циду равноценна, оказалось неверным. Поэтому было предпринято исследование для выяснения причин обнаруженного явления.
В качестве биотестов были взяты особи насекомых без разделения по полу и возрасту из многолетних лабораторных культур, ранее не имевших контакта с инсектицидами.
В опытах использовано зерно мягкой пшеницы средней сухости влажностью 14,5±0,5%. Биинсектицид состоял из 40% пиримифос-метила и 1 % бифентрина.
В образцы зерна массой по 100 г, размещённого в пластмассовые стаканчики, вносили водные растворы биинсектицида в количестве по 1 мл в разных концентрациях и подсаживали к нему жуков.
Стаканчики с обработанным и контрольным зерном помещали в термостаты при температуре 25+ГС, где требуемая равновесная относительная влажность воздуха поддерживалась с помощью растворов солей. Ежедневно проверяли состояние насекомых до стабилизации результатов в течение двух-трёх проверок.
Каждый опыт проводили в трёх повторностях с использованием 10 различных концентраций биинсектицида в диапазоне от 20 до 90%, подобранных таким образом,чтобы получить нарастающий ряд смертности насекомых из пяти - шести точек. Экспериментальные данные статистически обрабатывали пробит методом. Статистические параметры по экспериментальным точкам рассчитывали по программе
Microsoft Excel с добавлением линии тренда. С использованием этой программы по уравнениям регрессии определяли достоверность аппроксимации R
2 (квадрат коэффициента корреляции, или коэффициент детерминации), х
2-критерий Пирсона с оценкой по нему вероятности
Р нулевой гипотезы и нормы СН-99,9.
По экспериментальным данным, приведённым в табл. 1 и 2, можно проследить определённый механизм взаимодействия двух компонентов в биинсектициде в части их биологической активности.
Установлено, что добавление бифентрина к пиримифос-метилу в количестве 12,5% (соотношение пиримифос-метила и бифентрина 8:1) значительно ингибирует биологическую активность последнего в отношении жуков малого мучного хрущака. Этот феномен отражается в существенном превышении СН-99,9 пиримифос-метила в смеси с 12,5% бифентрина над СН-99,9 одного пиримифос-метила без добавления к нему бифентрина.
При уменьшении бифентрина в смеси до 2,5% ингибирующее действие его на биологическую активность пиримифос-метила значительно снижается и затухает при отдалённом воздействии (при экспозиции 5-7 сут).
Если рассмотреть роль пиримифос-метила в биологической активности бифентрина в отношении жуков зернового точильщика, то можно увидеть стимулирующее действие пиримифос-метила в биологической активности бифентрина. Чем больше мы добавляем в смесь пиримифос-метила, тем меньше становятся нормы расхода бифентрина, которые обеспечивают летальный отклик жуков зернового точильщика при всех исследованных экспозициях их в обработанном зерне.
Отмеченный феномен взаимодействия пиримифос-метила и бифентрина в части биологической активности их в отношении насекомых, возможно, связан с разными механизмами отравления насекомых фосфорорганическими и пире-троидными соединениями [7]. Поэтому при формировании многокомпонентных инсектицидов с несколькими действующими веществами из разных классов соединений следует учитывать не только отклик насекомых на воздействие каждого вещества в отдельности, но и реакцию их на совместное присутствие выбранных действующих веществ.
Анализ полученных данных позволяет сделать вывод, что оптимальный состав биинсектицида очень близок к смеси пиримифос-метила с бифентрином в соотношении 40:1. Это заключение подтверждается экспериментальными данными, приведёнными в табл. 3, из которых видно, что биинсектицид отличается практически одинаковым уровнем токсичности в отношении зернового точильщика и малого мучного хрущака (полярных по чувствительности к его компонентам). Так, СН-99,9 на 5-8-е сутки экспозиции находятся на уровне 1,35 мл/т для зернового точильщика и в диапазоне 1,25-1,34 мл/т для малого мучного хрущака.
В то же время, насекомые трёх других видов имеют более высокую чувствительность к биинсектициду. Для жуков рисового долгоносика СН-99,9 составляют 0,7-0,55 мл/т, для амбарного долгоносика -0,86-0,67 мл/т, для суринамского мукоеда - 0,61-0,4 мл/т при экспозиции 5-8 сут.
Отмечена существенная роль времени экспозиции жуков в обработанном субстрате на СН-99,9 биинсектицида. Величины СН-99,9, будучи значительными через сутки после обработки, существенно снижаются с увеличением времени контакта насекомых с обработанным зерном. Например, СН-99,9 биинсектицида через 1 и 5 сут после нахождения жуков рисового долгоносика в обработанном зерне составляют соответственно 1,5 и 0,7 мл/т, для амбарного долгоносика - 1,75 и 0,86 мл/т, зернового точильщика - 7,55 и 1,35 мл/т, малого мучного хрущака - 3,82 и 1,34 мл/т, суринамского мукоеда -1,99 и 0,61 мл/т. При этом после 5 сут экспозиции жуков с обработанным биинсектицидом зерном смертность насекомых практически стабилизируется. Поэтому целесообразно установить единый срок оценки биологической эффективности биинсектицида, равный 7 сут после обработки зерна, когда стабилизируется реакция жуков на инсектицид. При этом следует ориентироваться на единую оптимальную норму расхода биинсектицида 1,5 мл/т. Эта норма обеспечит дезинсекцию зерна при наличии в нём комплекса жуков, состоящих из разных по количеству и чувствительности к бинарному инсектициду видов.
За свои ценные свойства в части сохранения зерна от повреждения его насекомыми специалисты ВНИИЗа назвали разработанный биинсектицид «
Зерноспас».
Литература
1. Закладной, Г.А. Биологическая активность озона в отношении вредителей зерна - рисового долгоносика и амбарного долгоносика / Г. А. Закладной, Е.К.М. Саеед, Е.Ф. Когтева // Хранение и переработка сельхозсырья. - 2003. -№4. -С. 59-61.
2. Закладной, Г.А. Биологические основы применения фосфина для борьбы с насекомыми-вредителями хлебных запасов / Г.А. Закладной, С.А. Желтова // Сб. науч. тр. «Совершенствование методов оценки и качество зерна и зернопродуктов». - М.: ВНИИЗ, 1987.-Вып. 109.-С. 87-93.
3. Закладной, Г.А. Биологическая оценка пиримифос-метила как средства дезинсекции зерна / Г.А. Закладной, А.Л. Догадин, А.В. Влащенко // Научно-инновационные аспекты хранения и переработки зерна: монография к 85-летию ГНУ ВНИИЗ Россельхоз-академии. - М., 2014. - С. 290-303.
4. Закладной, Г.А. Новые способы дезинсекции зерна / Г.А. Закладной [и др.] // Обзор, инф. Серия: Элеваторная промышленность. - М.: ЦНИИТЭИ Минзага СССР, 1982. -57 с.
5. Закладной, Г.А. Путеводитель по вредителям хлебных запасов и «Простор» как средство борьбы с ними/Г.А. Закладной [и др.]. - М.: Изд-во МГОУ, 2003. - 107 с.
6. Закладной, Г.А. Формирование биинсектицида и исследование его как средства дезинсекции зерна / Г.А. Закладной, А. Л. Догадин, А. В. Влащенко // Научно-инновационные аспекты хранения и переработки зерна: монография к 85-летию ГНУ ВНИИЗ Россельхозакадемии. - М., 2014. -С. 303-313.
7. Попов, С.Я. Основы химической защиты растений / С.Я. Попов, Л.А. Дорожкина, В.А. Калинин / Под ред. С.Я. Попова. - М.: Арт-Лион, 2003.-208 с.
Г.А. Закладной, доктор биол. наук, заслуженный деятель науки РФ
Статья опубликована в журнале:
Хлебопродукты. – 2017. - №8. – С.44-46.