Можно ли перерабатывать в муку зерно пшеницы 4-го и 5-го класса
Известный английский естествоиспытатель Томас Г. Гексли, обративший внимание на тот факт, что разные физические закономерности описываются одинаковыми математическими соотношениями, сказал: «Математику можно сравнить с мельницей превосходного устройства, которая перемалывает что угодно до любой тонкости; тем не менее результат зависит от того, что вы засыпаете. И как великолепнейшая в мире мельница не сделает пшеничной крупчатки из лебеды, так и страницы формул не дадут определенного результата по сомнительным данным».
Сегодня, говоря о качестве зерна, мы в первую очередь ориентируемся на его класс. Бытует мнение, что зерно 5-го класса имеет абсолютно непригодное для продовольственных целей качество. Но так ли это? Давайте уточним, как определяют класс зерна. Его всегда устанавливают по худшему показателю. Это значит, что если почти все показатели соответствуют нормам 1-го или 2-го класса и всего лишь один показатель - норме 5-го класса, то пшеницу относят к 5-му классу, при этом усреднение разных показателей качества недопустимо. Класс зерна - понятие не технологическое, а экономическое, которое определяет цену на зерно, а не его технологические свойства.
В своё время была система оценки зерна по силе, т.е. по его реологическим свойствам. Однако в настоящее время можно констатировать, что сильных сортов пшеницы в России фактически нет. Мы перешли на массовое производство дешёвого зерна. В погоне за объёмом, за валовым сбором, мы совершенно перестали обращать внимание на качество зерна. То, что наблюдается сегодня, только начало процесса. Скоро мы будем говорить о производстве зерна пшеницы 3-го класса как о достижении. Это очень опасный момент. Если Россия позиционирует себя великой зерновой державой, то мы не можем позволить себе выращивать только низкосортное зерно. К тому же, уже в ближайшее время мы столкнёмся с тем, что нам будет не хватать собственного зерна на покрытие внутренних потребностей в продуктах его переработки. Но лозунгами эту проблему не решить. Повышение качества зерна должно иметь экономическое обоснование, оно должно стать выгодным. Например, в Канаде производят лучшую в мире по качеству пшеницу, не имея лучших агроклиматических условий для её выращивания. Но в этой стране чётко соблюдают 2 принципа, которые и приводят к такому результату: государство гарантирует сельхозтоваропроизводителю закупку у него по заранее оговоренной цене произведённого зерна не ниже установленного качества; действует государственная монополия на экспорт зерна пшеницы. Российским законодателям тоже целесообразно задуматься, что можно и нужно сделать, чтобы в России стало выгодно производить качественное зерно. Тогда многие существующие проблемы, в том числе с качеством перерабатываемого зерна, просто потеряют актуальность.
Ещё один важный момент в масштабе страны - отсутствие точной информации о количестве и качестве выращенного в стране зерна. Сейчас система анализа качества зерна нового урожая начинает возрождаться, но пока это далеко не 100%-ный тотальный анализ зерна с проверкой его технологических достоинств, как было в советские годы. Раньше по результатам такого мониторинга ежегодно составляли стратегию использования зерна, в том числе планы его перераспределения по регионам. И у производителей и у переработчиков было чёткое представление о перспективах. Сейчас, конечно, другой подход и в стране рыночная экономика, но это не дело, когда переработчики могут только предполагать сколько и какого по качеству зерна останется к концу сезона. Однако в связи с возобновлением мониторинга, возникает ещё один вопрос: «Кто будет проверять качество зерна?» В настоящее время вузы практически перестали выпускать инженеров-технологов, заодно практически ликвидирована подготовка и техников-лаборантов. Очевидно, что и этот вопрос государство должно взять под свой контроль.
Что касается мукомолов, то в последнее время задача составления на месте помольных партий в отсутствии зерна сильных сортов пшеницы существенно усложнилась.
Качество поступающего на предприятия зерна таково, что смешивание часто имеет отрицательный результат, т.е. качество смеси хуже, чем отдельных компонентов.
Проблему коррекции технологических свойств, а при необходимости, и повышения класса зерна можно решать с помощью известного приёма - фракционирования, наиболее простого, эффективного и распространённого способа воздействия на качество зерна на мукомольных заводах, обратного смешиванию. Следует напомнить, что, когда мы говорим о зерне определённого качества, то это не значит, что качество всех зёрен в данной массе одинаковое. Каждое зёрнышко представляет собой отдельный биологический объект с индивидуальными характеристиками, т.е. мы имеем дело не с зерном какого-то качества, а с зер-носмесью, обладающей усреднёнными показателями качества. Это общепризнанный факт, который почему-то в последнее время не принимается во внимание. Рассмотрим элементарный пример, иллюстрирующий данное высказывание - фракционирование зерна ржи 3-го класса в концентраторе (рис. 1).
Видно, что это зерно, или лучше - зерносмесь состояла на 80% из зерна 2-го класса и на 20% из зерна 4-го класса, которое не подлежит переработке на продовольственные цели. Значит, качество зерна, поступающего в переработку, можно регулировать. Так почему вообще встаёт вопрос: «Можно ли отправлять в переработку зерно пшеницы 5-го класса?» Однозначно можно, но частично, ведь в состав партии входит зерно разных классов. Её можно фракционировать и выделить, например, зерно 3-го класса, которое и направить в переработку.
Специалисты ВНИИ зерна и продуктов его переработки разработали технологию коррекции качества зерновой массы. Она уже используется на мукомольных предприятиях. С помощью этой технологии можно скорректировать качество зерновой массы с несоответствующим числом падения, можно отсортировать зерно, поражённое клопом-черепашкой, определёнными грибами и плесенями, так называемое с «чёрным зародышем» и т.д.
В настоящее время мукомольные предприятия эффективно используют фотоэлектронные сепараторы (рис. 2), которые позволяют поштучно выделить поражённое зерно. Например, на Московском мельничном комбинате № 3 в настоящее время работает такой сепаратор, который при производительности Ют/ч позволяет сортировать до 250 млн зерновок в час. Это абсолютно точное разделение по заданным показателям. В качестве иллюстрации приведу конкретный пример. Была отсепариро-вана зерновая масса (зерно твёрдой пшеницы II типа 4-го класса). В результате было выделено 90% зерна, соответствующего 3-му классу, хотя можно было получить 75% зерна 2-го класса.
Таким образом, на мукомольных предприятиях успешно внедрены технологии, позволяющие решать вопрос коррекции качества перерабатываемого зерна. Однако, возвращаясь к началу обсуждения этой проблемы, важно ещё раз напомнить, что нельзя из плохого зерна сделать хорошую муку - её можно несколько улучшить, но полностью исправить ситуацию практически невозможно. В связи с этим мы вновь обращаем внимание государства на проблему стимулирования производства высококлассного зерна в России.
Г.Н. Панкратов, доктор техн. наук,
ВНИИ зерна и продуктов его переработки
Статья опубликована в журнале:
Хлебопродукты. – 2017. - №7. – С.22-23.