Изотермы сорбции пшеничной муки
Сведения о сорбционных свойствах пшеничной мухи основываются на исследованиях, проведенных, в основном, в 30—40 годах прошлого столетия в небольшом диапазоне температур [1—4]. При этом отсутствуют данные при хранении в условиях повышенных температур (таблица).

Информация о сорбционных свойствах пшеничной муки различных сортов (высшего, первого, цельнозерновой) также отсутствует. Из литературных источников известно, что в муке сорбционные свойства выражены в большей степени, чем в зерне, так как гигроскопическое равновесие в муке по сравнению с зерном наступает значительно быстрее, как правило, в течение недели, хотя в отдельных опытах продолжительность хранения достигала 36 дней [3]. Большая чувствительность муки к изменению влажности окружающей среды, в отличие от зерна, связана с большей суммарной активной поверхностью и отсутствием макропор.
При проведении во ВНИИЗ исследований по определению сроков безопасного хранения и годности пшеничной муки в различных термовлажностных условиях возникла необходимость дополнительных исследований и обобщения данных по гигроскопическим свойствам пшеничной муки в диапазоне температур от 0 до 30 °С.
Цель исследований заключалась в установлении изотерм сорбции пшеничной муки высшего, первого сортов и цельнозерновой при температуре 30 °С и выявлении зависимости равновесной влажности пшеничной муки от условий хранения в диапазоне относительной влажности воздуха от 40 до 80% и температуры от 0 до 30 °С.
При исследовании изотерм сорбции пшеничной муки использовался статический метод. Образцы пшеничной муки высшего, первого сортов и цельно-зерновой, упакованные в тканевые мешочки по 200 г, помещали на решетку в эксикаторы (ГОСТ 25336—86) с разной концентрацией глицерина в водном растворе, что соответствовало разным значениям относительной влажности воздуха в соответствии с ГОСТ 28237-89.
Эксикаторы размещали в двух воздушных термостатах марки ТлС.3 вместимостью 0,3 м
3 каждый при температуре 30 °С. Показания влажности муки снимали одновременно по всем образцам через 0,5; 1,0 и 1,5 мес. Влажность муки определяли весовым методом по ГОСТ 9404—88 с использованием сушильного шкафа СЭШ-ЗМ. Опыты проведены в диапазоне изменения относительной влажности воздуха от 30 до 98%. Для муки высшего сорта определяли значения кислотного числа жира (КЧЖ) по ГОСТ 31700—2012, количество сырой клейковины и ее качество — по ГОСТ 27839—2013, количество сухой клейковины — по ГОСТ 28797-90.
На рис. 1 приведены изотермы сорбции пшеничной муки и цельнозерновой по результатам исследований и зерна пшеницы по литературным данным [5]. Исходная влажность пшеничной муки высшего, первого сортов и цельнозерновой составила 13,5; 14,1; 10,9% соответственно. Пшеничная мука первого и высшего сортов имела очень близкие изотермы сорбции, поэтому на рисунке представлены средние значения для этих сортов. Коэффициенты достоверности изотерм равновесной влажности муки пшеничной, цельнозерновой и зерна составили соответственно
R2 = 0,9962; 0,9969 и 0,9934.

Как видно из графика, до относительной влажности воздуха 60—70% равновесное влагосодержание пшеничной муки несколько выше, по сравнению с зерном пшеницы за счет большей активной поверхности муки. Однако с дальнейшим увеличением относительной влажности воздуха значение влагосо-держания пшеничной муки продолжает возрастать, но становится меньше, чем у зерна пшеницы. Это совпадает с известными данными [3], указывающими на то, что при высокой относительной влажности воздуха, несмотря на увеличение суммарной активной поверхности муки, зерно, обладая большим количеством капилляров, в большей степени поглощает влагу за счет сорбции. При этом значение влагосодержания цельнозерновой муки занимает промежуточное положение между пшеничной мукой и зерном пшеницы.
Для предприятий хлебопродуктов при переработке зерна и хранении муки в большинстве регионов России относительная влажность воздуха находится в пределах от 40 до 80%, а температура от 0 до 30 °С. Для этих условий получено уравнение регрессии с использованием наших и известных литературных данных:
W р= 1,02 + 0,17
j - 0,03Q, (1)
где
W — равновесная влажность пшеничной муки, %; j — относительная влажность воздуха, %; Q — температура хранения пшеничной муки, °С.
Коэффициент достоверности этой зависимости составил
R2=0,8222. В соответствии с полученным уравнением равновесная влажность пшеничной муки увеличивается с ростом относительной влажности воздуха и уменьшается с ростом температуры, при этом определяющее значение имеет относительная влажность воздуха.
Изменение равновесной влажности пшеничной муки в зависимости от температуры и относительной влажности воздуха показано на рис. 2.

При хранении пшеничной муки в течение 1,5 мес кислотное число жира, характеризующее продолжительность безопасного хранения, для всех исследуемых сортов муки при температуре 30 °С резко возрастает при относительной влажности воздуха выше 75% (рис. 3). Коэффициент достоверности полученной зависимости
R2 = 0,9909.

В пшеничной муке высшего сорта определяли количество и качество клейковины. Хранение пшеничной муки при относительной влажности воздуха от 30 до 85% привело к снижению количества сырой клейковины с 28,7 до 26,6%, сухой клейковины — с 11,24 до 9,8%. Качество клейковины определяли по значению ИДК. Исследования показали, что с увеличением относительной влажности воздуха с 65 до 85% клейковина укреплялась с 26 до 16 единиц ИДК, а при дальнейшем увеличении относительной влажности воздуха клейковина стала крошащейся.
Укрепление клейковины связано с увеличением КЧЖ. Влияние свободных жирных кислот на клейковинные белки пшеницы исследовали М. С. Резниченко, Н. П. Козьмина, укрепляющее влияние свободных жирных кислот на клейковинные белки пшеницы подтверждены и нашими исследованиями [6]. Таким образом, выявлена высокая корреляция
(R2= -0,97) изменения КЧЖ пшеничной муки с ИДК клейковины при различных значениях относительной влажности воздуха.
Полученные данные по изменению изотерм сорбции муки пшеничной и цельнозерновой, а также их показатели качества были использованы при разработке сроков безопасного хранения и годности пшеничной муки высшего сорта [7].
Проведенные исследования позволили сделать следующие выводы.
- Получены изотермы сорбции для зерна пшеницы и пшеничной муки различных сортов: высшего, первого и цельнозерновой.
- На основании полученных результатов исследования и литературных данных проведен регрессионный анализ и получена зависимость равновесной влажности муки от температуры и относительной влажности воздуха. Это позволяет рассчитывать равновесную влажность пшеничной муки для типичных условий хранения складских помещений (температура воздуха от 0 до 30 °С; относительная влажность воздуха от 40 до 80%).
- Изучен характер изменения кислотного числа жира при хранении пшеничной муки в условиях относительной влажности воздуха от 30 до 100% и температуре 30 °С через 1,5 мес хранения. Установлено, что кислотное число жира для данной температуры резко возрастает при относительной влажности воздуха выше 75%.
- Подтверждена зависимость качества клейковины от кислотного числа жира; коэффициент корреляции между ИДК и КЧЖ составил —0,97.
Литература
1.
Гинзбург, А. С. Массовлагообменные характеристики пищевых продуктов/А. С. Гинзбург, И. П. Савина. — М.: Легкая и пищевая промышленность, 1982. — 280 с.
2.
Никитина, Л. М. Таблицы равновесного удельного влагосодержания и энергии связи влаги с материалом/ Л. М. Никитина. — М.: Госэнергоиздат, 1964. — 175 с.
3.
Трисвятский, Л. А. Хранение зерна/Л. А. Трисвятский. — М.: Заготиздат, 1944. — 387 с.
4.
Гирш, М. Техника сушки/М. Гирш. — М.: ОНТИ, 1937. - 627 с.
5.
Жидко, В. И. Зерносушение и зерносушилки/В. И. Жидко [и др.]. - М.: Колос, 1982. - 27 с.
6.
Приезжева, Л. Г. Влияние свободных жирных кислот на физические свойства клейковины при длительном хранении пшеничной муки в условиях повышенных температур и низкой влажности муки/Л. Г. Приезжева [и др.] // Хлебопродукты. - 2015. - № П. - С. 56-58.
7.
Приезжева, Л. Г. Определение сроков хранения и годности пшеничной муки высшего сорта по величине кислотного числа жира для умеренных и повышенных температур/Л. Г. Приезжева [и др.] // Хлебопродукты. — 2016. — №6.-С. 52-55.
В. Ф. СОРОЧИНСКИЙ, д-р техн. наук;
Л. Г. ПРИЕЗЖЕВА, канд. биол. наук;
А. И. КОВАЛЬ Всероссийский научно-исследовательский институт зерна и продуктов его переработки, Москва;
А. А. ОДИНЦОВА, студент Российский государственный аграрный университет — МСХА имени К. А. Тимирязева, Москва
Статья опубликована в журнале:
Хранение и переработка сельхозсырья. – 2017. -№6. – С.5-7